На прошлой неделе (1-3 декабря 2011 г.) в Днепропетровске был проведен практический тренинг для родителей и специалистов работающих с аутичными детьми. Основной целью тренинга было обучение участников применять на практике теоретические знания, полученные в процессе обучения на курсе АВА.
В тренинге приняли участие 18 родителей и специалистов, а также 5 детей с диагнозом аутизм, различной степенью функциональности.
Участницы тренинга работали в отдельных командах - для каждого из детей. В течение часа каждая из участниц команды выполняла с ребенком упражнение (по очереди), и по истечению часа - вся группа принимала участие в обсуждении применяемых методов и получала рекомендации и обратную связь. После этого - начиналась работа со следующим ребенком и другой командой. Таким образом - по 8 часов в день.
Практическая работа заключалась в применении поведенческих методов в следующих областях:
- Обучение речевым навыкам (различию предметов и инструкций) - с помощью метода обучения "Отдельные блоки" (DTT).
- Использование мотивационных поощрений, использование жетонов, а также тестирование и использование в работе несъедобных поощрений.
- Своевременное использование подсказок и методы удаления подсказок.
- Обучение первичным навыкам коммуникации - использование PECS, взгляд в глаза, обращение к различным людям.
- Работа над сотрудничеством - выполнение инструкций и команд, установление "Руководящего контроля", спокойное сидение за столом.
- Уменьшение агрессии и ауто-агресии - обучение навыкам функциональной коммуникации, временное облегчение уровня сложности заданий, использование мотивационных поощрений, процедуры "Прекращения усиления / Гашения".
- Обучения навыкам социального взаимодействия - работа в группе, обучение обращаться к сверстнику и реагировать на обращение сверстника, совместные действия.
- Обучение навыкам самостоятельного выполнения заданий и "Само-мониторинг".
- Обучение навыкам понимания перспективы другого человека и взаимности - взаимные комментарии, ведение беседы, понимание восприятия коммуникативного партнера.
- Обучение академическим навыкам - различению букв, слов, пониманию прочитанного.
- Обучение навыкам визуального восприятия - сопоставление одинаковых предметов и карточек, складывание головоломок в правильном порядке, и т.д.
- Обучение навыкам использования туалета
На следующем этапе все участники тренинга будут продолжать практиковать применение данных методов - под супервизией опытных специалистов, а также продолжат обучение по образовательной программе.
Огромное спасибо всем участникам!
Отдельное спасибо
Мигулевой Светлане, менеджеру образовательного проекта от общественной организации инвалидов «ОБЩЕСТВО ПОМОЩИ ДЕТЯМ С АУТИЗМОМ «ОСОБОЕ ДЕТСТВО», - за прекрасную организацию!
Специалистам Запорожского областного дошкольного психоневрологического центра - Ольге Доленко и Татьяне Бессоновой - за профессиональную поддержку!
Сотрудникам ПМПК г. Днепропетровска - за прекрасные условия!
До встречи в мае!