О "пассивном словаре" и об эффективности обучения детей с аутизмом


Многие родители и специалисты, работающие с аутичными детьми, вкладывают немало ресурсов в развитие "пассивного" словарного запаса - показывают ребенку предметы и наименуют их, постоянно проговаривая все возможные наименования находящихся в окружении предметов, событий и стимулов. На занятиях аутичному ребенку показываются различные предметы и картинки: - "Вот шарик, он круглый, гладкий, вот смотри как я его бросаю, а вот он, шарик, покатился. Смотри! Смотри!!! А ну-ка
повторяй! Гладкий, гладкий! Давай считать - Один, два, три! Бросай мне! Бери себе!Скажи "Тётя, дай шарик! Скажи: "Дай!Дай!", "Вот так вот, ручкой". "Это ручка!" А где твоя ножка?" А смотри, у стола тоже ножка!" Все это время аутичный ребенок с отсутствующим видом переходит от одной игрушки к другой или  пытается вырваться и убежать подальше (что и любой другой ребенок тоже сделал бы на его месте;-). И вот, наконец-то, занятие закончилось. И учитель, с довольным видом утверждает:"Вот, сколько мы сегодня всего выучили! Правда, Коля не реагировал...Но ничего, он все запомнил! Покамест это отложится в "пассивном словаре", и когда он начнет разговаривать - все это скажет..."

Искренняя вера в "пассивный словарь" очень часто становится серьезным препятствием в обучении ребенка с аутизмом, и уводит родителей и специалистов от сосредоточения на эффективности обучения.

Особенность обучения аутичных детей заключается в том, что мы не можем с точностью утверждать, что ребенок знает, а что не знает, пока не увидим, что он спонтанно использует данный навык. А для того, чтобы аутичный ребенок начал применять обучаемый навык в повседневной жизни - окружающая среда ребенка и его собственный круг интересов должны предоставить ему такую возможность.

Отсюда, прежде чем обучать ребенка таким понятиям как "ножка стола", "гладкий", или "солнышко светит, а мячик катится" - следует задуматься, а сможет ли ребенок на данный момент его развития применять данные понятия в спонтанной речи? Если речь идет об аутичном ребенке, который не умеет обращаться с просьбами, заинтересован только в отдельных стимулах (еде и самостимуляциях), то работа над данными понятиями, скорее всего, будет излишней и не функциональной. Конечно, нам, как учителям, будет спокойнее - "Хоть чему-то, да научили!" Но это - самообман. Ничему не научили, а только зря потратили время!

Вместо того, чтобы "тарахтеть" про солнышко и катящиеся мячики, не лучше ли сосредоточится на том, чтобы ребенок научился обращаться с просьбой к окружающим? Да, он сейчас сможет научиться обращаться только с помощью карточек. Да у него будет много карточек, которые он будет использовать... Но это будет уже не "пассивный", а "активный" словарный запас.

Возможно, у ребенка отсутствует интерес к гладкости мячиков и свету солнышка. Его на данный момент интересуют паровозики, которые катятся по кругу, и конфеты в желтых обертках. Ах, как же это ненормативно, не обращать внимания на солнышко! Отсюда, нужно срочно "вдолбить", что "солнышко светит, солнышко светит". "А мячик - катится, катится…" Но более функциональным действием будет работа над расширением круга интересов - поиском стимулов, которые смогут заинтересовать ребенка, и с которыми он будет активно взаимодействовать. Например, искать новые новые интересные игрушки и занятия, причем не только те, которые имеют вид настольных игр, а в виде пособий, позволяющих движение и взаимодействие - качели, батуты, самокаты, лабиринты для скатывающихся шариков, и т.п.

Сложности в обобщении, которые характеризуют детей с аутизмом, также не всегда принимаются в расчет педагогами. Обучение ребенка повторять звуки - "А", "О", "Ка", "Да", и т.д. далеко не всегда помогает ребенку использовать эти звуки в спонтанной речи. Например, логопед работает с ребенком над окончаниями "Ка" и "Ки". "ДевочКА", "ДевочКИ". Ребенок научился добавлять эти слоги. Но это вовсе не приводит его использовать эти слоги в просьбах "ЧашКА", и "КонфетКИ". Он по прежнему тянет маму за руку и направляет ее руку чашке, а еще проще - возьмет стул, вскарабкается и сам возьмет то, что ему нужно. И при этом, если задать вопрос логопеду, почему ведется работа именно над "Ка" и "Ки" - можно получить искренний ответ - "Для пассивного словаря!".

Отсюда - как ни приятно тешить себя мыслью о том, что с ребенком ведется работа, и у него расширяется "пассивный словарь", давайте трезво смотреть на вещи, и оценивать собственную работу на основе активного прогресса ребенка. Если мы его качественно учим - все его навыки будут активными и функциональными для его жизни!